В вашей корзине 0 позиций на сумму 0 р.

Популярные подписки



Все рубрики (по алфавиту)

Популярные подписки



Все рубрики (по алфавиту)

Популярные подписки



Все рубрики (по алфавиту)

Популярные подписки



Все рубрики (по алфавиту)

«В мире науки»: как мозг читает по лицу

Поделиться:
«В мире науки»: как мозг читает по лицу 30.04.2019
ОТ РЕДАКЦИИ

Приближается очередное общее собрание Российской академии наук, на котором мы должны обсудить проект новой программы фундаментальных научных исследований, рассчитанной на долгосрочный период — с 2021 по 2035 г.

В соответствии с новой редакцией закона о РАН, принятой в прошлом году, академия наук отвечает и за подготовку, и за реализацию этой программы. Главное ее отличие от предыдущей состоит в том, что она должна охватить все фундаментальные исследования в стране, которые проводят и академические институты, и университеты, и государственные научные центры, и госкорпорации — словом, все учреждения, в которых есть научная составляющая. Обсуждение новой программы таит ряд сложностей.

Первая — долгосрочный период программы. Как запланировать то, что ты будешь делать в фундаментальной науке через десять лет, тем более предугадать, какое количество результатов получишь и в каких направлениях? Известно, что в фундаментальной науке часто отрицательный результат становится открытием, меняющим вектор исследований. Поэтому члены академии должны обладать определенным визионерством и быть готовыми к гибкому реагированию на возникновение новых трендов.

Вторая сложность — ресурсное обеспечение. Заниматься фундаментальной наукой, не имея самой современной приборной базы, мощных научных инфраструктур, подготовленных кадров, невозможно. Насколько планы в науке, которые мы сейчас формулируем, будут обеспечены ресурсами? Этот вопрос должен находиться в сопряжении с мероприятиями, проводящимися в рамках нацпроекта «Наука», состоящего из трех федеральных проектов, который будет выполняться в течение ближайших пяти лет.

Третья сложность — у нас нет удовлетворенности системой организации научных исследований в стране. Это часто приводит к жарким дискуссиям относительно того, как должна оцениваться научная деятельность: критерии успеха, публикационная активность, ставшая в последние годы главным параметром, на который ориентированы научные коллективы, нормо-часы, по которым сейчас измеряется фундаментальная наука. Это абсолютно не соответствует основным принципам работы в науке. Мы должны серьезно сосредоточиться на этой проблеме при обсуждении программы фундаментальных исследований, чтобы определить адекватную шкалу ее результативности.

Четвертая сложность — переход результативных фундаментальных исследований в прикладную стадию. На это нас ориентирует принятая два с половиной года назад стратегия научно-технологического развития страны. И, планируя нашу фундаментальную деятельность, мы должны в рамках программы иметь раздел о том, как обеспечить переход результатов фундаментальных исследований в практику.

В заключение хочу пожелать своим коллегам, во-первых, творческих успехов в создании долгосрочной программы фундаментальных исследований, во-вторых, активности при обсуждении тех сложных моментов, которые я перечислил, и самое главное — ответственности при принятии решений. Ответственности в том смысле, что мы сейчас отвечаем завею науку в стране.        

Президент Российской академии наук
Александр Сергеев

Возврат к списку

Популярные журналы